Тормоза многотонного грузовика или тяжелого габаритного автобуса должны работать без отказов. В данном случае рабочие жидкости назвать надежным не получится, поэтому их заменой стал воздух. Казалось бы, неужели воздух сгодится для этой цели? Выходит, что годится, более того, он имеет ряд преимуществ перед жидкостями.
Преимущества использования воздуха для тормозов
Во-первых, в пневматической воздушной системе тормозов исключено появление воздушных пробок, которые и несут опасность отказа гидравлики.
Во-вторых, исчезает надобность каждый раз брать с собой канистру с тормозной жидкости, чтобы в нужный момент доливать средство в бачок. К сожалению, скромной бутылочкой, которую водители берут с собой в багажник легкового авто на всякий случая, здесь обойтись не получится – грузовик потребляет куда больше «еды».
В воздушной системе резервные объемы воздуха восполняются непосредственно из атмосферы. Давление во время работы тормозной системы поддерживается на постоянном оптимальном уровне. Еще есть одно важное удобство, которое относится к грузовому автомобильному транспорту – не нужно прокачивать привод тормозов после присоединения прицепа.
Недостатки
Однако, где есть преимущества, там, скорее всего, найдутся и недостатки. Воздушная система тормозов имеет проблемы с влагой, которая поступает вместе с воздухом, всасывающимся из атмосферы. При этом влага грозит не только ржавчиной на металлических запчастях, но и образованием пробок изо льда при отрицательных температурах на улице.
Отделение влаги из воздуха
В современных грузовиках и автобусах воздух, перед попаданием в ресивер, проходит через специальный отделитель влаги. Отделители существуют двух типов: адсорбционные и термодинамические. Термодинамические охлаждают воздух в автомобильном радиаторе, собирая конденсат в специальные накопители, которые по мере заполнения освобождаются сами. Адсорбционные отделители работают с использованием специальных гранул, поглощающих влагу из воздуха и связывающих ее. Адсорбционный патрон нуждается в регулярной замене, поскольку со временем его свойства теряются. В воздушных тормозных системах для большей надежности применяются оба отделителя одновременно.
На пути воздушного потока, который подается компрессором, попадается предохранительный элемент в виде клапана, за счет которого воздушный поток делится на четыре контура. Один контур огибает механизмы передней оси, а второй – технику задней оси. Третий контур направляется к стояночному тормозу, а четвертый – к дополнительной системе. Все данные контуры работают независимо друг от дурга. Три контура питаются сухим воздухом, которым наполнены ресиверы. При этом, если один контор потеряет герметичность, работа второго контура не остановится.